Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Волжское межрегиональное управление государственного автодор... Новости Уважаемые посетители сайта! Волжское межрегиональное управле...

Уважаемые посетители сайта! Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта информирует вас о новых нормативных правовых актах в сфере государственного контроля (надзора).

Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта информирует вас о новых нормативных правовых актах в сфере государственного контроля (надзора). С текстами вы можете ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Закон об обязательных требованиях

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" закрепляет на законодательном уровне механизм "регуляторной гильотины". Он содержит систему принципов, которым должны отвечать новые обязательные требования, определяет порядок их установления и оценки применения. В частности, документ включает нормы о (об):

  • действии обязательных требований (по общему правилу, положения НПА, устанавливающие обязательные требования, будут вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября, но не ранее чем через 90 дней после официального опубликования соответствующего акта);
  • принципах установления и оценки применения обязательных требований (в их числе – принципы законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований);
  • условиях установления обязательных требований (должны быть определены: содержание обязательных требований; лица, обязанные их соблюдать; осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются требования; лица и используемые объекты, к которым они предъявляются; результаты осуществления деятельности, совершения действий; формы оценки соблюдения обязательных требований; федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований);
  • оценке проектов НПА, устанавливающих обязательные требования (в целях оценки регулирующего воздействия проводятся правовая экспертиза проекта и государственная регистрация НПА, устанавливающих обязательные требования);
  • оценке применения обязательных требований (оценка фактического воздействия НПА, устанавливающих обязательные требования, проводится в целях анализа обоснованности вводимых обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов и обязанностей);
  • экспериментальном правовом режиме (применение в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории, либо отказ от такого применения или от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности);
  • официальных разъяснениях обязательных требований (они выпускаются федеральными органами исполнительной власти в отношении принятых НПА в целях пояснения их содержания, включая добровольные к применению контролируемыми лицами руководства по соблюдению обязательных требований).

Кроме того, для обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц планируется сформировать отдельный реестр обязательных требований. В нем будет содержаться перечень обязательных требований, информация об установивших их НПА, сроке их действия. Его создание предусмотрено с 1 марта 2021 года. Порядок формирования, ведения и актуализации такого реестра установит Правительство РФ.

Закон вступит в силу с 1 ноября текущего года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

 Закон о госконтроле

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" закрепляет систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливает гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, направленные на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты.

В документе содержится новое, более емкое, определение понятия госконтроля (надзора), муниципального контроля. Причем в отличие от действующего определения, закрепленного в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в новом по-другому расставлены приоритеты работы контролирующих органов. Теперь вместо предупреждения, выявления и пресечения нарушений подконтрольными субъектами установленных требований акцент смещен на предупреждение и пресечение, в первую очередь, причинения вреда жизни, здоровью людей, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций. Уточнено, что государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

К числу ключевых положений закона можно отнести:

  • создание полноценной системы анализа и учета рисков (если сегодня риск-ориентированный подход применяется только в 34 видах контроля, то положения нового закона будут распространяться более чем на 200 видов госконтроля);
  • закрепление принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (законность и обоснованность, стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц, охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц, недопустимость злоупотребления правом, соблюдение охраняемой законом тайны, открытость и доступность информации об организации и осуществлении контроля, оперативность при осуществлении госконтроля);
  • более четкая систематизация контрольных мероприятий и закрепление контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (к мероприятиям без взаимодействия с контролируемым лицом отнесены наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, к мероприятиям с взаимодействием с контролируемым лицом – контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка и выездная проверка);
  • формирование с 1 июля 2021 года специального электронного реестра видов контроля (надзора) (если вид контроля не будет указан в реестре, то станет невозможным проведение соответствующих контрольных мероприятий);
  • расширение перечня профилактических инструментов (дополнительно к информированию и обобщению правоприменительной практики появятся такие меры, как стимулирование добросовестности, консультирование, профилактический визит и т. п.);
  • систематизация видов контрольных (надзорных) действий (осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, инструментальное обследование, испытание, эксперимент, экспертиза и т. д.) и конкретизация их содержания;
  • введение института независимой оценки соблюдения обязательных требований (предусмотрено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о подтверждении соблюдения обязательных требований не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля);
  • внедрение механизма досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (закреплена возможность подачи жалобы в электронном виде с использованием единого портала госуслуг или региональных порталов госуслуг при сокращенных сроках рассмотрения и реагирования на жалобы);
  • необходимость согласования выездных контрольно-надзорных мероприятий с органами прокуратуры (в первоначальной редакции проекта документа такое согласование предусматривалось только для выездной проверки и рейдового осмотра);
  • закрепление права всех субъектов РФ (а не только городов федерального значения, как предполагалось изначально) устанавливать виды регионального контроля по предметам собственного ведения, а также утверждать положения о видах федерального контроля (надзора), осуществляемых в рамках переданных полномочий;
  • предоставление Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его общественным представителям или региональным бизнес-омбудсменам права присутствовать при проведении контрольно-надзорных мероприятий и т. д.

Новые нормы вступят в силу с 1 июля 2021 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки начала их действия.

Дата последнего изменения 12 августа 2020 12:31